II. КРОВООБРАЩЕНИЕ
Задача 37. 1) Какие показатели регистрируются для оценки динамики фаз сердечного цикла?2) Чем характеризуется фаза изометрического сокращения желудочков?A. Какому периоду ЭКГ соответствует фаза изометрического сокращения желудочков?Б. Что регистрируется в это время на фонокардиограмме?
B. Как изменяется объем желудочков в эту фазу?Г. Рассчитайте по рис. 6 продолжительность фазы изометрического сокращения желудочков.3) Чем характеризуется фаза изгнания крови из желудочков?A. Какому периоду ЭКГ соответствует фаза изгнания крови из желудочков? Б.Что регистрируется в этот период на фонокардиограмме? B. Как изменяется объем желудочков в фазу изгнания?Г. Рассчитайте продолжительность фазы изгнания.4) Чем характеризуется протодиастолический период? А. Что регистрируется в этот период на фонокардиограмме? 5) Рассчитайте продолжительность фазы изометрического расслабления.6) Рассчитайте продолжительность фаз быстрого и медленного наполнения желудочков.7) Рассчитайте общую продолжительность диастолы желудочков. (Рис. 6).
|
Рис. 6. Схематизированные кривые изменения давления в аорте, левом желудочке и левом предсердии (А), фонокардиограмма (Б), объем желудочков. (В)
В) и ЭКГ (Г).
Задача 38. Какими экспериментами можно доказать ведущую роль синусного узла 1 в автоматии сердца?
Задача 39. 1) Объясните, почему изменяется частота сокращений желудочков в опыте 1. 2) Почему частота сокращений сердца не меняется в опыте 2? 3) Какой общий вывод, можно сделать из этих опытов? (Рис. 7).
|
Рис. 7. Кардиограмма лягушки. 1) Термод расположен вокруг синуса сердца лягушки. 2) Термод расположен вокруг желудочка. Стрелка показывает начало пропускания воды. А — через термод пропускается горячая вода. Б — через термод пропускается холодная вода.
|
Рис. 8. Схематическое изображение потенциалов действия (ПД) отдельных миокардиальных элементов. Регистрация с помощью микроэлектродов.
Задача 40. Охарактеризуйте особенности потенциала действия различных миокардиальных элементов.
1) Назовите, в каких отделах сердца регистрировались ПД одиночного мышечного волокна (А, Б, В).
2) Назовите фазы каждого ПД. (Рис. 8).
Задача 41. Сократительные свойства каких мышц отражены на схеме А и на схеме Б. (Рис. 9).
Т
|
Рис. 9. А и Б. Схема строения мышцы.
Задача 42. 1) Как изменяется возбудимость сердечной мышцы при возбуждении? 2) Охарактеризуйте фазы изменения возбудимости, отмеченные на схеме цифрами 1, 2, 3, 4. 3) За какой период времени происходит восстановление нормальной возбудимости сердечной мышцы (4)? (Рис. 10).
|
Рис. 10. На схеме изображено со отношение фаз потенциала действия сердечной мышцы и ее возбудимости.
Задача
43. В каждой серии
в момент подъема горизонтальной черты Е. желудочек сердца лягушки раздражался
электрическим током.1) Почему в опытах 1, 2 и 3 раздражение
желудочка не сопровождалось никаким эффектом?2) Почему в
опытах 4, 5, 6, 7, 8 раздражение желудочка электрическим током
вызвало дополнительное, внеочередное сокращение, экстрасистолу? 3) Как
объяснить различную продолжительность латентного периода
возникновения экстрасистолы в опытах 4, 5, 6,7 и 8? 4) Чем объяснить различную
амплитуду экстрасистол? 5) В опытах 4, 5, 6, 7 и 8 хорошо видна
продолжительная пауза после экстрасистолы. Как можно объяснить происхождение
этой продолжительной паузы (компенсаторной паузы)?
(Рис. 11).
|
Рис. 11. Кардиограммы лягушки. — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Подъём горизонтальной черты Е — момент раздражения. Штриховка — латентный период. Вертикальная линия 0 — 0 — начало систолы желудочка.
Задача 44. Стрелкой отмечен момент нанесения раздражения электрическим током на мышцу желудочка А и на синусный узел Б.
Опишите различия в ответных реакциях сердца и объясните их причину. (Рис. 12).
|
Рис. 12. Кардиограммы лягушки А и Б. Стрелками обозначен момент раздражения сердца электрическим током:
А — желудочка, В — синуса сердца лягушки.
Задача 45. При каком положении электрической оси сердца зубец R будет наибольшим в I стандартном отведении?
Задача 46. 1) Чем объяснить, что обычно амплитуда зубца R наибольшая во II отведении?
2) Рассчитайте по ЭКГ продолжительность сердечного цикла.
3) Рассчитайте по ЭКГ продолжительность электрической систолы желудочков.
4) Рассчитайте продолжительность электрической систолы желудочков по формуле Базета: S = 0,371√С.
S — продолжительность электрической систолы желудочков.
С — продолжительность сердечного цикла в секундах. (Рис.13).
|
Рис. 13. Электрокардиограмма человека, снятая в 3-х стандартных отведениях. Отметка времени 0,05 сек.
Задача 47. 1) Определите, какому положению электрической оси «сердца соответствуют приведенные типы ЭКГ. 2) Нарисуйте направление электрической оси сердца для каждого вида ЭКГ. (Рис. 14).
Задача 48. 1) Определите по ЭКГ в чем состоит нарушение ритма сердца в случае А и в случае Б. 2) При каких изменениях состояния и деятельности сердца наблюдаются подобные изменения в электрокардиограмме? (Рис. 15).
|
Рис. 15. Электрокардиограмма.
Задача 49. У испытуемого в Москве сердечный ритм составлял 70 ударов в 1 минуту. После переезда на туристическую базу на склоне Эльбруса («Приют одиннадцати») частота увеличилась до 92 ударов в 1 минуту. К концу второй недели пребывания на базе сердечный ритм возвратился к исходному.
Как Вы объясните механизм этих изменений?
Задача 50. 1) Опишите, какие центробежные нервы сердца раздражали в случае А и в случае Б? 2) Как изменилась генерация потенциалов в структурах сердца? 3) Попытайтесь объяснить механизм произошедшего изменения. (Рис. 16).
|
Рис. 16. Внутриклеточные потенциалы клеток предсердия лягушки при нормальных сокращениях и при раздражении центробежных нервов сердца.
Задача 51. На кривой пульса видно сначала выпадение пульсовых волн и затем замедление ритма. На электрокардиограмме видно, что при выпадении пульсовых волн зубец Р появляется 2 раза. Как можно объяснить такое изменение в деятельности сердца? (Рис. 17).
|
Рис. 17. Верхняя кривая — сфигмограмма собаки, нижняя кривая — электрокардиограмма. Стрелкой обозначено раздражение блуждающего нерва.
Задача 52. Сердце лягушки перфузируется раствором Рингера. В питающий сердце раствор внесены определенные вещества. В результате действия этих веществ деятельность сердца изменилась так, как показано на рисунках. (Рис. 18). Какие изменения электролитного состава раствора Рингера могут оказать подобное действие на сердце?
|
Рис. 18. Сокращение изолированного сердца лягушки до (А) и после (Б, В, Г, Д) введения различных веществ. Стрелкой обозначен момент введения веществ в питательный раствор.
Задача 53. В результате какого действия (манипуляции) могла возникнуть диссоциация в работе отделов -сердца (Рис. 19).
|
Рис. 19. Одновременная запись сокращений предсердий (А) и желудочка (Б) сердца лягушки.
Задача 54. Определите отношение числа возбуждений предсердий к числу возбуждений желудочков в случае а, б, в. (Рис. 20).
|
Рис. 20. Электрокардиограмма при неполном сердечном блоке.
Задача 55. Раздражение какого нерва вызвало изменения деятельности сердца, изображенные на рис. 21. Почему угнетение деятельности сменилось стимуляцией?
|
Рис. 21. Кардиограмма лягушки. Средняя линия — отметки раздражения. Нижняя — отметка времени.
Задача 56. 1) Назовите параметры, необходимые для расчета работы сердца. 2) Рассчитайте работу сердца взрослого человека в покое.
Задача 57. 1) Перерезка каких экстракардиальных нервов вызывала отмеченные на рисунке изменения деятельности сердца собаки? 2) Как изменяется деятельность сердца при перерезке этих нервов у кролика? (Рис. 22).
|
Рис. 22. Кардиограмма собаки А — до, Б — после двухсторонней перерезки экстракардиальных нервов.
Задача 58. 1) Какие центробежные нервы надо раздражать, чтобы получить такие изменения деятельности сердца, как в опыте а и как в опыте б?
2) Почему в опыте б потребовалось более длительное раздражение нерва? (Рис. 23).
|
Рис. 23. Потенциалы клеток водителей ритма сердца. Нижняя линия — отметка раздражения.
Задача 59. Легкое поколачивание по кишечнику вызывает изменение деятельности сердца, изображенное на рисунке. Объясните механизм наблюдаемого явления. (Рис. 24).
|
Рис. 24. Кардиограмма лягушки.
Задача 60. Два изолированных сердца лягушек укреплены на двурогой канюле Штраубе, таким образом оба сердце перфузируются одним и тем же раствором Рингера. У сердца А сохранена эфферентная иннервация. Сердце Б полностью денервировано.
1) Какой нерв раздражается в опыте 1 и какой в опыте 2?
2) Какие изменения произошли в деятельности сердца А в том и другом опыте?
3) Почему изменилась деятельность и денервированного сердца Б?
4) Если сделать биохимическое исследование раствора Рингера, взятого из канюли после раздражения нервов в опыте 1 и в опыте 2, какие биологически активные вещества можно в нем обнаружить? (Рис. 25).
|
Рис. 25. Схема опыта Леви.
Задача 61.
1. Назовите изображенные на схеме отделы центральной нервной системы, участвующие в регуляции деятельности сердца.
2. Какие центробежные нервы сердца изображены на схеме?
3. В каких отделах центральной нервной системы расположены ядра изображенных на схеме центробежных нервов сердца?
4. Какие влияния оказывают эти нервы на деятельность сердца?
5.
Каким образом
участвуют в регуляции деятельности сердца те отделы центральной нервной
системы, в которых
нет нейронов, образующих центробежные нервы сердца?
(Рис.26).
|
Рис. 26. Схема иннервации сердца.
Задача 62. Kaкие важнейшие меры необходимо предпринять, чтобы восстановить работу сердца, остановившегося во время операции?
Задача 63. 1) Назовите отделы сосудистого русла, обозначенных на рис. 27 буквами А, Б, В, Г. 2) Какие параметры гемодинамики отражают верхняя,средняя и нижняя кривые? 3) Как меняется скорость кровотока по ходу сосудистого русла? 4) В каком отделе сосудистого русла скорость кровотока наименьшая и почему? 5) Как меняется величина кровяного давления по ходу сосудистого русла? 7) Чем можно объяснить волнообразные колебания кровяного давления и скорости кровотока? 6) В каких отделах сосудистого русла наблюдаются волнообразные колебания кровяного давления и скорости кровотока? 8) В каких отделах сосудистого русла волнообразные колебания кровяного давления и скорости кровотока отсутствуют?9) Почему не регистрируются эти волнообразные колебания в данных отделах сосудистого русла?
|
Рис. 27. На графике изображены изменения: кровяного давления по ходу
сосудистого русла, скорости кровотока в различных отделах сосудистого русла и
общего просвета сосудистого русла. Буквами А. Б, В, Г обозначены различные
отделы сосудистого русла.
Задача 64. Рассчитайте линейную скорость кровотока, если объемная скорость равна 100 мл/сек, диаметр сосуда — 2,5 см.
Задача 65. 1) Какие колебания кровяного давления видны на данной кимограмме? 2) Как коррелирует кровяное давление с фазами дыхания? Как влияют фазы дыхания на уровень кровяного давления? (Рис. 28).
|
Рис. 28. Одновременная запись дыхания (1), кровяного давления (2). Отметка времени 5 сек (3).
Задача 66. Произведите анализ кривой артериального пульса. 1) Какие зубцы Вы видите на данной кривой? 2) Объясните их происхождение. (Рис. 29).
Задача 67. Среднее артериальное давление у испытуемого оказалось равным 90 мм рт. ст., а минутный объем сердца — 5 литрам. Вычислите величину периферического сопротивления.
|
Рис. 29. Запись артериального пульса. А — отметка времени, Б — сфигмограмма.
Задача 68. Расстояние между датчиками, один из которых находится в области плечевой артерии, а другой — лучевой, составляет 54 см. Дистальный датчик записывает артериальный пульс позже проксимального на 0,06 секунды.
Вычислите скорость распространения пульсовой волны в. этом отрезке артерии.
Задача 69. В остром опыте изолированная задняя лапа собаки, сохранившая связь с организмом только через нервы,, перфузировалась при (помощи насоса, ритмически подающего в сосуды лапы постоянный объем крови. К трубке, соединяющей насос с артерией изолированной лапы, был присоединен манометр. Когда в этих условиях внезапно были растянуты вены противоположной, не изолированной, лапы (введением 10 мл раствора Рингера), манометр показал повышение давления в сосудах изолированной лапы. Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта?
Задача 70. Какие исходные данные должен иметь исследователь, чтобы определить минутный объем сердца, используя объем потребленного испытуемым кислорода как индикатор (прямой метод Фика)?
Задача 71.
Рассчитайте величину минутного объема (МО) если в 1 минуту поглощено 400 ,мл кислорода; содержание кислорода в артериальной крови равно 20 об.%, а в венозной— 12 об %
Задача 72. 1) Перечислите основные механизмы, участвующие в изменении минутного объема сердца -при физической работе. 2) Рассчитайте по методу Фика минутный объем кровотока у человека, выполняющего физическую работу. По данным газоанализа человек потребил 1200 мл кислорода в минуту. Определение кислорода в крови показало, что в артериальной крови его содержится 19 об.%, а в венозной крови— 12об.%.
Задача 73. На рисунке 30 представлена кривая разведения индикатора, полученная при введении 6 мг краски в вену человека.
1) Чем объяснить вторичную волну подъема концентрации краски на 25-й секунде после ее введения? 2) Рассчитайте по приведенной кривой среднюю концентрацию краски в крови до начала ее рециркуляции. 3) Рассчитайте по кривой минутный объем сердца.
|
Рис. 30. Исследование минутного объема сердца при однократной инъекции индикатора.
Задача 74. Исследование минутного объема сердца производилось с использованием методики однократной инъекции индикатора. Рассчитайте величину минутного объема сердца, если в кровь испытуемого введено 10 мг краски, средняя концентрация краски в крови, вычисленная то кривой разведения — 4 мг на литр, а длительность первой волны циркуляции равна 30 сек.
Задача 75. 1) Схема каких сосудов, рецепторов и нервов изображена на данном рисунке? 2) Что произойдет с артериальным давлением после перерезки нервов 1, нервов 2? (Рис. 31).
|
Рис. 31. Схема сосудистых рефлексогенных зон.
Задача 76. 1) Какой нерв нужно перерезать, чтобы произошло расширение сосудов правого уха? 2) Каков механизм наступившего расширения сосудов? 3) Какие основные выводы Вы можете сделать из этого опыта? (Рис. 32).
|
Рис. 32. Опыт Клода Бернара.
Задача 77. Кровяное давление регистрируется в бедренной артерии собаки. В легочной артерии гемодинамически изолированного легкого, сохранившего нервные связи с центральной нервной системой, повысили давление до 100 мм рт. ст.
Как можно объяснить падение давления в бедренной артерии? (Рис. 33).
Задача 77. Кровяное давление регистрируется в бедренной артерии собаки. В легочной артерии гемодинамически изолированного легкого, сохранившего нервные связи с центральной нервной системой, повысили давление до 100 мм рт. ст. Как можно объяснить падение давления в бедренной артерии? (Рис. 33).
|
Рис. 33. Регистрация артериального давления у собаки: 1) Артериальное давление, 2) Нулевая линия. 3) Отметка повышения давления в легочной артерии. 4) Отметка времени.
Задача 78. На рисунке показало влияние асфиксии, вызванной зажатием трахеи, на уровень артериального давления.
Объясните, почему при асфиксии наблюдается резкое увеличение артериального давления, если СО2 обладает непосредственным сосудорасширяющим эффектом. (Рис. 34).
|
Рис. 34. Регистрация артериального давления у собаки. Стрелками обозначены начало и конец асфиксии.
Задача 79. В опыте А раздражался периферический конец перерезанного блуждающего нерва, а в опыте Б — аортального нерва депрессора.
1) Объясните причину различия в характере наблюдаемых реакций.
2) Почему в случае А достаточно кратковременное, а в случае Б необходимо длительное раздражение?
3) Почему различна продолжительность латентных периодов обеих реакций?
4)
Чем объяснить разную продолжительность изменения
АД
в случаях А и Б? (Рис. 35).
|
Рис. 35. Регистрация артериального давления у кролика (1), отметка раздражения (2).
Задача 80. 1) Почему в опыте Б увеличилась импульсация в афферентном нервном волокне? 2) Какое физиологическое значение имеет возросшая импульсация по волокнам каротидного нерва? (Рис. 36).
|
Рис. 36. Импульсация в одиночном волокне каротидного нерва при различной величине артериального давления.
Опыт А - артериальное давление 55 мм рт. ст., опыт Б — 135 мм рт. ст. 1 — запись артериального давления, 2 — запись импульсации в одиночном волокне каротидного нерва, 3 — время.
Задача 81. Во время кровопускания наблюдается падение артериального давления.
1) Почему артериальное давление падает, а потом сравнительно быстро «восстанавливается до исходной величины?
2) Какой механизм лежит в основе наблюдаемых изменений артериального давления? (Рис. 37).
|
Рис. 37. Запись артериального давления у собаки. Стрелками указано время кровопускания.
Задача
82. В сосудистое русло собаки введено 200 мл раствора Рингера. Артериальное
давление сначала повысилось,
но вскоре вернулось к исходному уровню.
1) Почему происходит восстановление исходного уровня артериального давления?
2) Какой механизм лежит в основе восстановления артериального давления? (Рис.38).
|
Рис. 38. Запись артериального давления у собаки» Стрелками отмечено время введения раствора Рингера.
Задача 83. 1) Как отражается на величине артериального давления повышение давления в каротидном синусе? 2) Каков механизм наблюдаемого изменения артериального давления при повышении давления в каротидном синусе? (Рис. 39).
|
Рис. 39. На рисунке слева схема опыта. 1) Приспособление для подъема давления в каротидном синусе. 2) Изолированный каротидный синус. 3) Манометр, регистрирующий давление в артериальной системе. Справа — увеличенное изображение изолированного каротидного синуса. Вверху — регистрация давления у собаки. Верхняя кривая А — запись артериального давления; нижняя кривая Б — запись искусственно создаваемого давления в области каротидного синуса (см. схему опыта); В —отметка времени.
Задача 84. 1) Почему наблюдается значительное повышение артериального давления при введении в кровь адреналина? 2) С какой целью у собаки были перерезаны блуждающие нервы? (Рис. 40).
|
Рис. 40. Запись артериального давления у собаки. Оба блуждающих нерва перерезаны. Стрелкой отмечен момент внутривенного введения адреналина (1 мг).
Задача 85. Чем объяснить резкое падение артериального давления у животного при внутривенном введении ацетилхолина? (Рис. 41).
|
Рис. 41. Запись артериального давления у собаки. Стрелка показывает момент внутривенного введения ацетилхолина (1,5 мг).
Задача 86. 1) Почему меняется давление в устье аорты при растяжении стенки .правого предсердия на рис. А и Б? 2) Как Вы объясните разный характер реакций на рис. А и Б при растяжении стенки правого предсердия? 3) Чем объяснить отсутствие реакции на рис. В. (Рис. 42)?
|
Рис. 42. Два опыта с растяжением правого предсердия изолированного сердца кошки. А, Б — опыты до введения новокаина. В — опыт после введения новокаина. 1- кривая давления в левом желудочке. 2 — отметка времени. 3 — отметка растяжения правого предсердия.
Задача 87. В опыте производилась перфузия коронарных сосудов изолированного сердца. Исследовалась зависимость между силой сердечных сокращений и объемом проходящего через коронарные сосуды питающего раствора. Какую Вы видите зависимость между сократительной способностью сердца и коронарным кровотоком? (Рис. 43.).
|
Рис. 43. Регистрация давления в левом желудочке и коронарных сосудах. 1— отметка времени. 2 — давление в полости левого желудочка. 3 — величина коронарного кровотока. 4 — отметка увеличения объема перфузии коронарных сосудов.
Задача 88. Раздражение центрального конца седалищного нерва вызывает повышение артериального давления. Каков механизм этого повышения?
Задача 89. Изобразите схему функциональной системы, обеспечивающей саморегуляцию кровяного давления и назовите ее компоненты.
Задача 90. Проследите и назовите релейные синаптические переключения сердечного и сосудистого компонентов рефлекса с каротидного синуса.
1) Какие изменения сердечной деятельности и сосудистого тонуса происходят при увеличении давления в области каротидного синуса и какие при уменьшении давления?
2) Каков механизм изменений деятельности сердца и сосудистого тонуса? (Рис. 44).
|
Рис. 44. Схема рефлекса с каротидного синуса.
Задача 91. Рассчитайте работу сердца взрослого человека за сутки. Работа сердца в 1 минуту равна систолическому объему сердца умноженному на величину среднего давления в аорте, выраженному в см. водяного столба и на число сокращений сердца в минуту.